Кто такой протагонист
Каждая хорошая история — как поездка на американских горках: взлеты, падения, неожиданные повороты и момент, когда ты кричишь: «Нет-нет-нет, только не это!». А в самом центре этой истории — он. Протагонист. Герой, за которым мы следим с замиранием сердца, переживаем вместе с ним, иногда злимся на него, но все равно хотим, чтобы в конце у него все получилось. Или чтобы он хотя бы не умер.
Но кто это такой - протагонист и почему вообще все крутится вокруг него?
Главный игрок на сюжетной сцене
Протагонист — это персонаж, чья история стоит в центре всего повествования. Не обязательно самый сильный, добрый или харизматичный, но именно через его глаза, решения и эмоции мы воспринимаем события. Он может быть супергероем, магом, обычным школьником, говорящим лягушонком или даже антигероем — главное, что именно он «ведет» нас по сюжету.
Слово «протагонист» пришло из Древней Греции и буквально означает «первый борец». В древнегреческом театре это был актер, игравший главную роль. Со временем понятие перекочевало в литературу, кино и даже в видеоигры. Ведь везде, где есть история, есть и протагонист.
Важно понимать: протагонист — не всегда «добрый герой». Он может быть сложным, с тараканами в голове и сомнительными поступками. Главное — он тот, за кем следует история. Если бы книга или фильм были шахматной доской, протагонист был бы той самой фигурой, чьим ходом начинается партия.
Хороший, плохой, сложный
Иногда протагонист — это классический «герой в белом». Он борется со злом, спасает мир, и у него безупречная челюсть. Вспомните Нео из «Матрицы» — он с самого начала «избранный», проходит через кучу испытаний и в итоге побеждает главного злодея. Чистый пример протагониста.
Но далеко не всегда все так однозначно. Например, Тони Старк — тот еще эгоист, алкоголик и человек с проблемами, но он все равно протагонист «Железного человека». Почему? Потому что история строится вокруг его внутренней трансформации: от самовлюбленного гения до человека, готового пожертвовать собой ради других.
А как насчет Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие»? Он производит наркотики, врет семье, устраняет соперников. Но все равно — он главный. Потому что это его история, и мы следим за каждым его шагом, даже если временами он нас пугает. Такие герои называются антигероями — это тоже протагонисты, у них с моралью все сложно, но история по-прежнему принадлежит им.
А где злодей? Он что, антагонист?
Именно! Антагонист — это персонаж, который мешает протагонисту достичь цели. Он может быть злым гением, системой, внешним врагом или даже внутренним страхом. Главное — он создает конфликт. Потому что без конфликта история не работает. Ну кому интересно читать про идеального героя, у которого все получилось с первого раза?
- Гарри Поттер — протагонист. Волан-де-Морт — антагонист.
- Путешественник во времени — протагонист. Морлоки — антагонисты.
- Фродо — протагонист. Кольцо и Саурон — антагонисты.
- Бэтмен — протагонист. Джокер — антагонист.
- Эркюль Пуаро — протагонист. Скрывающийся преступник — антагонист.
- Артур Дэнт — протагонист. Бюрократия, абсурд, Вогоны (и весь нелепый космос) — антагонисты.
Иногда протагонист и антагонист могут быть… одним и тем же человеком (Как например Часовой и Мрак или Халк и Брюс Бэннер в комиксах Марвел). Например, если герой борется с собственными зависимостями, страхами или комплексами. Такие истории особенно цепляют, потому что напоминают настоящую жизнь: в ней враг не всегда приходит в черном плаще и с громовым голосом. Иногда он живет в твоей голове.
Зачем вообще нужен протагонист
Хороший протагонист — это якорь. Он держит историю на плаву, а зрителя — у экрана. Мы переживаем за него, потому что узнаем в нем себя: неуверенность, надежды, ошибки, борьбу. И если в финале он побеждает, меняется или хотя бы находит ответ на главный вопрос — мы чувствуем катарсис. Даже если он остается навсегда в далекой галактике или погибает в последней серии.
Даже в историях без ярко выраженного сюжета — например, в комедиях вроде The Office или Друзей — у нас все равно есть свои протагонисты. Майкл Скотт, Джим, Пэм, Чендлер — их история двигается вперед, они принимают решения, ошибаются, взрослеют. Без них не было бы смысла в сценках и шутках.
Несколько культовых примеров протагонистов
Вот короткий список (без маркировки!) тех, чьи лица и истории стали синонимами слова «протагонист»:
- Элизабет Беннет из Гордости и предубеждения. Блистательная, остроумная и очень человечная. Ее путь — не просто про любовь, а про внутренние перемены.
- Люк Скайуокер из Звездных войн. Сначала наивный фермер, потом — джедай, на плечах которого спасение галактики. Классика жанра.
- Амели Пулен из Амели. Тихая мечтательница, которая меняет мир мелкими добрыми делами. И именно ее взглядами мы воспринимаем Париж и все происходящее.
- Максимус из Гладиатора. Солдат, который теряет все, но находит в себе силы бороться. Его история цепляет до дрожи.
- Мередит Грей из Анатомии страсти. Через больницы, потери и поиски себя — именно ее глазами мы проживаем все шоу.